Главная » 2015 » Апрель » 27 » Беседа на тему: "Зима" в средней группе
13:46 Беседа на тему: "Зима" в средней группе | |
Цель: расширение кругозора учащихся, воспитание любви к природе, привитие любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного, развитие познавательной активности. Оборудование: рисунки на тему "Зима", карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, студень, ветрозвон, лютовей, просинец, сечень, межень, снежень, ветродуй, бокогрей, письма от сказочных героев, кроссворд, выставка книг о зиме. 1. Вступительное слово учителя. Вот север тучи, нагоняя, Дохнул, завыл И вот сама - Идет волшебница зима. О каком времени года говорится в этом четверостишье? Сегодня классный час мы посвятим этому чудесному удивительному времени года - зиме. (Хотя за окном нет снега, пасмурно, грустно, но с помощью ваших ответов, рисунков, сообщений, картин мы попадем с вами в зимнюю сказку и как обещают нам синоптики в конце января установится настоящая морозная и снежная зима.) - Поднимите руку, кому нравится это время года? Почему вы любите зиму? (Стук в дверь) Ребята, посмотрите, сколько писем пришло нашему классу. 1 письмо от Слоненка: Здравствуйте, ребята! Я живу в жаркой Африке. У нас никогда не бывает зимы. А мне очень хочется узнать о зиме, о зимних явлениях, о том, когда наступает у вас зима? Ребята, чтобы вы рассказали о зиме слоненку? 1 ученик: По календарю зима длится 3 месяца: декабрь, январь, февраль. Но по календарю метеорологов зиме отводится около пяти месяцев, то есть все то время, когда температура воздуха держится ниже ноля градусов. 2 ученик: Народный же Месяцеслов считает, что зима начинается с заморозков, а заканчивается капелью. 3 ученик: Коренная зима - трех месяцев владыка. Узнайте, о каком месяце зимы говорится в загадке: Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче Всех ночей длиннее ночи На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет Мы встречаем Новый год. (Декабрь) Учитель: По каким признакам вы узнали, что это декабрь? (Самые короткие дни в декабре, самые длинные ночи в декабре, Новый год 1 января после декабря.) Кто из вас знает, что это за день - 22 декабря - день зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь. А теперь дни прибавляются, а ночи уменьшаются. 4 ученик: А теперь отгадайте мою загадку: Щиплет уши, щиплет нос Лезет в валенки мороз Брызнешь воду - упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится От мороза стынет птица Повернуло солнце к лету Что, скажи, за месяц это? (Январь) Учитель: - По каким признакам вы определили? (холодно стало, повернуло солнце к лету, т.е. солнце светить стало ярче.) - Каково птицам в это время года? (им трудно.) - Что для них страшнее голод или холод? - У кого есть кормушки? Не забудьте покормить птиц зимой. 5 ученик: Снег мешками валит с неба С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен Днем капели слышен звон. День прибавился заметно Ну, так что за месяц это? (Февраль) А сейчас ребята расскажут об этих месяцах. 1 ученик: Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова "децем", что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое двенадцатое по счету место в 1799 году, более двести лет назад. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит. 2 ученик: В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет - лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь - полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы. 3 ученик: Всегда ли январь год начинал? Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: "Январь батюшка году начало, зиме середина". Январь - самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя "просинец". Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву. 4 ученик: В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он "сечень", отсекающий год. Еще называли февраль "межень" - межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль - "снежень" и "лютень" - от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его "ветродуем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце. Учитель: Спасибо, ребята! Я считаю, что вы дали представление слоненку о зиме. 2 письмо нам прислал Медвежонок Мишутка. "Ребята, я вам составил кроссворд, разгадайте его, по вертикали должно получиться зимнее слово." 1. Меньше тигра, больше кошки, На ушах кисти-рожки. С виду кролик, но не верь: Страшен в гневе этот зверь! И ему не крикнешь:"брысь!" Потому что это … (рысь) 2. Он слетает белой стаей И сверкает на лету Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (снег) 3. Кто осенью спать ложится, А весной встает? (медведь) 4. Жил я посреди двора, Где играла детвора. Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (снеговик) 5. Что вниз головой растет? (сосулька) 6. Без рук, без ног двери открывает? (ветер) 7. За белой дверцей стужа, лед, Там Дед Мороз, друзья, живет. (холодильник) 8. Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (лисичка) 9. Белой стайкой мошкара Вьется, кружится с утра, Не пищат и не кусают, Просто так себе летают. (снежинки) 10. Скачет по лесу то взад, то вперед, Воет, гудит и деревья трясет. (вьюга) Молодцы, ребята! Учитель: Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество. И в письме, которое нам прислал ёжик есть задание: Собери пословицу и объясни ее смысл. Много снега - много хлеба. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. В феврале два друга - мороз да вьюга. Готовь сани летом, а телегу - зимой. Любишь кататься - люби и саночки возить. Мороз не велик, а стоять не велит. В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивается. Многие поэты посвящали свои стихи этому чудесному времени года. И последнее письмо от зайчонка Коськи. Он хочет проверить вас. А знаете ли вы стихи о зиме? Я читаю начало стихотворения, а вы продолжите. И кто автор этого стихотворения? 1. Белая береза Под моим окном. (С.Есенин "Береза") 2. Не ветер бушует над бором Не с гор побежали ручьи. (Н.Некрасов. Отрывок из поэмы "Мороз-Красный нос") 3. Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя. (А.Пушкин "Зимний вечер") 5. Вот моя деревня Вот мой дом родной. (Иван Зах.Суриков "Вот моя деревня") - А кто из вас хочет прочитать стихи о зиме? - Наши древние предки были наблюдательны и знали, что по поведению животных и состоянию природы можно определить предстоящую погоду, и каким будет лето. Так создавались приметы. Прочитаем их. - Дым из трубы столбом - к морозу, дым из трубы стелется по земле без ветра - к снегу или дождю. - Кошка мордочку прячет - к морозу, стенку царапает к непогоде, лежит брюхом вверх - к теплу. - Курица стоит на одной ноге - к стуже. - Зима снежная - лето дождливое; если зимой тепло - летом холодно. - Зима морозная - лето жаркое. - Если январь сухой и морозный, то лето - сухое и жаркое. - Февраль холодный и сухой - август жаркий. - Если звезды блестят ярко - к морозу. - Мало звезд на небе - к ненастью (метелям). - Кошка на печи - к морозу, кошка на полу - к теплу. - Ворона ходит по дороге - к теплу. Так что наблюдайте и запоминайте. Выставка книг. Задание: Кто желает напишите слоненку письмо и расскажите ему о зимних играх, забавах, явлениях природы, можете в письме нарисовать снежинку, снеговика и т.д. | |
|
Всего комментариев: 0 | |