Главная » 2015 » Апрель » 27 » Беседа на тему: "Зима" 3 класс
13:49
Беседа на тему: "Зима" 3 класс
Цели:

Развитие творческого воображения.
Воспитание чувства прекрасного через обращение к произведениям литературы, живописи, музыки.
Знакомство с культурными обычаями и традициями России.
В игровой форме расширение кругозора учащихся.
Создание детской энциклопедии «Причуды матушки-зимы».

Оформление: стенд «Зимние пейзажи» (репродукции картин: А.А.Пластов «Первый снег», Б.М.Кустодиев «Масленица», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», В.И.Суриков «Взятие снежного городка», рисунки учащихся, фотоэтюды).

Классный час проводится в виде игры из 7 туров: «Атрибуты зимы», «Литературный», «Зоологический», «Исторический», «Народные праздники», «Зимние пейзажи», «Эрудит».

Все вопросы связаны с зимним временем года и содержат краеведческий материал, отрывки из сказок, исторический документ, народные традиции.

Ход классного часа:

1. Звучит песня «У природы нет плохой погоды»

2. Вступительное слово.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Здесь сегодня собрались истинные поклонники зимы. Сегодня её роль буду выполнять я. И мы поговорим об этом времени года.

(Рассказать условия игры, разделить класс на команды)

1тур. «Атрибуты зимы».

Задание: назвать слова, которые связаны с зимним временем года. За каждый правильный ответ участник команды получает снежинку.

2 тур. «Литературный».

Задание 1. Подготовлены иллюстрации к сказкам.

“Снежная королева”
“Двенадцать месяцев”
“Морозко”
“Два мороза”
“Снегурочка”
“По щучьему веленью”

Вопросы:

В какой сказке в Новый год расцвели подснежники? (№2)
В каких сказках грубое отношение мачехи к падчерице? (№2, №3)
Из какой сказки слова : “Стены чертогов были снежные метели, окна и двери были буйные ветра. Сотни огромных зал, смотря по тому, как наметала их вьюга, тянулись одна за другой. Все они были освещены северным сиянием и самая большая простиралась намного -много миль. Как холодно, как пустынно было в этих ярко сверкающих чертогах. Веселье никогда не заглядывало сюда.”
В какой сказке главный герой пользуется необычным транспортным средством? (№7)

Задание 2. Назовите авторов этих строк:

Вот север, тучи нагоняя…(А.С.Пушкин)
Не ветер бушует над бором…(Н.А.Некрасов)
Поет зима – аукает…(С.А.Есенин)

3 тур. “Зоологический”.

Развешаны картины с птицами:

1. Кукушка.
2. Ласточка.
3. Ворона.
4. Снегирь.
5. Воробей.
6. Галка.

Вопросы:

1) Какие птицы перелётные? (№ 1, 2, 4)

2) С появлением каких птиц судят о наступлении зимы? (№4)

3) Какую птицу многие поэты сравнивают с розовым пряником? (№4)

4 тур. “Исторический”.

Портреты:

1) Царевна Софья.

2) Царь Иван Грозный.

3) Александр Невский.

4) Пётр 1.

5) Императрица Елизавета Петровна.

Вопрос: Кому из царей принадлежит Указ:

“Считать Новый год не с первого сентября, а с первого января сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весели друг друга поздравлять с Новым годом.. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древи ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. Чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни.” (№4)

5 тур. “Зимние праздники”.

Задание 1. Написаны народные зимние праздники:

1) Рождество
2) Святки
3) Масленица
4) Крещенье

Вопрос: Где нарушена логическая последовательность? (№4,3)

Задание 2. С каким праздником связан этот жанр фольклора?

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле -
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо -
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь! (масленица)

Задание 3. Как называются эти песни?

За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Жить вам вместе! лет до двести!
Счастья вам да крепкого здравия.
Наделил бы Вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством во всём,
И дай Бог вам, господа,
Здоровья на долгие года! (колядки)

6 тур. «Зимние пейзажи».

Иллюстрации картин:

1) А.А.Пластов «Первый снег»,

2) Б.М.Кустодиев «Масленица»,

3) И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»,

4) В.И.Суриков «Взятие снежного городка»

Задание: определить художника и название картины.

7 тур. «Эрудит».

1 участник от каждой команды, набравший большее число снежинок, составляет слова из слова “Снеговик”. На это отводится 1 минута.

Выигрывает тот, кто назвал слово последним.

Подведение итогов игры. Команды получают задание: составить энциклопедию «Причуды матушки-зимы», используя лингвокультурологический подход.

Названия разделов:

Атрибуты зимы.
Зимняя одежда и обувь.
Зимние забавы и праздники.
Произведения литературы о зиме.
Произведения живописи о зиме.
Зимние битвы и сражения.

Рефлексия. В форме беседы.

Какое чувства испытываете в конце классного часа (удовлетворение от игры, радость победы, огорчение от проигрыша, удивление от открытия нового?
Нарисуйте или опишите предмет, который передает ваше состояние.
Как можно использовать полученный сегодня новый материал при составлении энциклопедии «Причуды матушки-зимы»?
Категория: Зима | Просмотров: 436 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar