Главная » 2015 » Апрель » 27 » Беседа на тему: "Семья и семейные ценности" в детском саду
13:31 Беседа на тему: "Семья и семейные ценности" в детском саду | |
Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; Определить понятие «семья»; Формировать понятие «счастливая семья»; Осознание ценности семейных отношений. Задачи: Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»; Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях; Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности; Воспитывать уважительное отношение к родным и близким; Способствовать сплочению и развитию классного коллектива. Оборудование: компьютер; мультимедиа презентация «Семья и семейные ценности»; аудиозаписи песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз.В. Шаинского); эскиз дома, «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; колокольчик; стихи о школе; пословицы; загадки; викторина «И в шутку и всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье; памятки. Кл. час проведён по методической разработке Пчелинцевой Т.С. Ход: Ученик (заранее подготовленный): (2 слайд) Каждый год звонок веселый Собирает вместе нас. Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! Здравствуй, наш любимый класс. Пусть нам лета жаль немного - Мы грустить не будем зря. Здравствуй, к знаниям дорога! Здравствуй, праздник сентября! (В. Степанов) Учитель: Сегодня мы снова собрались все вместе в новом уютном классе. Я поздравляю вас с началом нового учебного года. Я рада видеть вас повзрослевшими уже в 6 классе. -Сегодня, 1 сентября – в День Знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. Учитель: По загадкам прошу отгадать тему Дня Знаний. (3-4 слайд) 1.Кто на кухне с поварёшкой У плиты всегда стоит, Кто нам штопает одёжку, Пылесосом кто гудит? Кто на свете всех вкуснее Пирожки всегда печёт, Даже папы кто главнее И кому в семье почёт?(бабушка) 2.С кем же я ходил на пруд? Там у нас рыбалка, Только рыбы не клюют, Что, конечно, жалко! Дня четыре или пять Не приносим рыбы… Скажет бабушка опять: «И на том спасибо»! (дедушка) 3.Кто любовью согревает, Всё на свете успевает, Даже поиграть чуток? Кто тебя всегда утешет, И умоет, и причешет, Кто заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз? (мама) 4.Он всё может, всё умеет, Всех храбрее и сильнее, Штанга для него как вата, Ну, конечно, это - …(папа) 5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок). Учитель: Кто догадался: о чём пойдёт речь? Кто сможет сформулировать тему нашего урока Знаний? - (тема урока Знаний «Семья»). Учитель: Наш первый урок в этом учебном году – «Семья и семейные ценности». (5 слайд) (на слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»). Учитель: Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского. (6 слайд) - Как вы понимаете смысл данного высказывания? (мнения детей) - Нам с вами предстоит ответить на вопросы: (7 слайд) - Что такое семья? - Какая семья называется счастливой? - Что такое семейные ценности? - А для начала мне бы хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем? (рассказы учащихся о летнем отдыхе). Учитель: По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули, окрепли. - Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других? Ученики: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя. Учитель: А кто это? Ученики: Это члены семьи. Учитель: Так что же такое семья? Ученики: высказывают мнения «Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы». Учитель: Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (8 слайд) «Семья – группа живущих вместе близких родственников». Учитель: Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. Учитель: Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваю мнения детей). - Я вам расскажу одну легенду: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…». Учитель: Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей? - (высказывания детей) Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи.Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока. (9 слайд) Учитель: Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья. -Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью. «Какой хороший вечер» (Золтана Зелка) Какой хороший вечер! Как хорошо быть вместе! С газетой папа дремлет. Готовит мама ужин. Под крышкой пар в кастрюле Насвистывает песню. Глаза мои закрылись Раскрыть бы их пошире. Глядеть бы удивлённо. Да открывать мне лень их. Весь мир исчез. Лишь мама Посередине мира. И я уже уснувший У мамы на коленях. - Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (высказывания детей). - Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (10 слайд) (на слайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость). Учитель: предлагает детям закончить пословицу о семье: (11 слайд) Где любовь да совет, там и горя … (нет) Где мир и лад, не нужен и … (клад) Лучший клад, когда в семье … (лад) В гостях хорошо, а дома … (лучше) В своём доме и стены … (помогают) В семье разлад, так и дому … (не рад) Доброе братство лучше … (богатства) Вся семья вместе, … (так и душа на месте) - (предлагаю ученикам вспомнить пословицы о семье, которые они знают). Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй? (ученики: высказывают свои мнения). Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы. Учитель:В современной песне поётся: Родительский дом – начало начал, Ты в жизни моей, надёжный причал. Родительский дом! Пускай много лет Горит в твоих окнах добрый свет. - Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать? Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады (учащиеся распределяются). - При строительстве дома необходимо соблюдать ряд требований: * Начало и конец работы по звонку; * Согласие и несогласие движением руки. - Правила понятны? Учитель: Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общим символическим рукопожатием. (учащиеся выполняют рукопожатие). (Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба). Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом». - «Дом» – это… . Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это…. Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений. Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… . (на подготовку 5 - 10 минут) Учитель: Все бригады готовы, осталось только построить дом. (12 слайд) Учитель: Строительство дома начинается с фундамента.I бригада готова. Ученики: «Прораб»зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал). Учитель: Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома. Ученики II бригады: «Прораб» зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники). Учитель: Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей. - Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады. Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие. Учитель: IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… . Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью. Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся. Учитель: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души. А наша семья – это наш 6 «А» класс! Пора сказать: «Приходите к нам в гости!». Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль всё же играют хозяева дома. («Строительные бригады» назначаются хозяевами). Учитель: вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст. (учащиеся выполняют задания). Учитель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и всерьёз». (13-15 слайд) 1. Какое выражение стало символом большой семьи: а) Трое в лодке; б) Четверо за компьютером; в) Пятеро в ванной; г) Семеро по лавкам. 2. Есть буквенная семья, в которой согласно многочисленным стихам, «33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит) 3. Цветок – символ семьи (ромашка). 4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха) 5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (о матрёшке) 6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»). 7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме) 8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться). Итог урока Учитель: Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение: - Интересно вам было строить дом? - Работать в строительной бригаде? - Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами? Что на свете всего дороже? (16 слайд) Семья. А что значит семья? Это – семь я. Без чего не может быть она? Без папы, мамы и меня. А чем же скреплена она? Любовью, заботой и теплом. Ведь все мы связаны семьёй. Ребёнок (заранее подготовленный): (17 слайд) Пусть всё это только игра, Но ею сказать мы хотели: Великое чудо семья! Нет в жизни важнее цели! Храните её! Берегите! Учитель: в конце классного часа раздаю детям памятки. - Свято храни честь своей семьи. - Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи. - Подари родителям радость. - Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи. Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их. | |
|
Всего комментариев: 0 | |