Главная » 2015 » Апрель » 27 » Беседа на тему: "Семья и семейные ценности" 3 класс
13:35 Беседа на тему: "Семья и семейные ценности" 3 класс | |
Цель: знакомство, семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки. Задачи: - формирование уважительного отношения к членам семьи; - формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; - формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям; - воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические. - помочь ребенку оценить свое место в семье. Форма проведения: беседа 1. Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. В.В.Путин объявил год 2008-годом семьи. - А как Вы понимаете это слово «семья»? «Семья» - это слово образовалось от исчезнувшего из нашего языка существительного «семь» - «работник, слуга, домочадец». - Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (говорят дети класса, а можно выдержки из сочинений)Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. -А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим? - Что для этого необходимо? (- чувства!) -Какие? (-любовь!) Если вам доводилось хоть ненадолго покидать свой дом, вспомните, как тосковали вы о нем и о своих домашних и как хотелось поскорее вернуться в родные стены. Ведь семья-это островок понимания, любви, тепла и надежности. Здесь ты черпаешь силы, обретаешь уверенность, пренимаешь опыт, разрешаешь сомнения, находишь прощение своих ошибок… У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший. -Какие они прививают вам чувства?( дети отвечают: «К старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу».)(для себя: Узнать, у кого в классе есть старшие (младшие) братья, сестры). Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? Родословие – это история рода, история семьи в виде таблицы или в виде разветвленного дерева. - Но вы уже знакомы с этой работой. Как вы ее начинали? - Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь? - Кто хочет рассказать о своей родословной? (рассказ детей) А вечера в кругу семьи! А семейные праздники и торжества! -Какие традиции существуют в вашей семье? -Где вы любите проводить семейный отдых? -Какие семейные праздники сплотят семью? Одним словом, семья-это целый мир, и он интересен не меньше, чем тот, что простирается за порогом вашего дома. Ваше участие в делах ваших родных, ваша забота и помощь, ваш интерес и уважение к традициям вашей семьи и вашего рода – все это поддержит согревающий и всем необходимый огонь семейного очага. -Почему важно в семье любить друг друга? -Как выразить свою любовь к родителям? -Как научиться не огорчать близких? -Как вести себя, когда провинился? -Как научиться понимать настроение родителей? -Как повысить настроение папе, маме? -Ребята, вы, любите загадки? А давайте попробуем отгадать такие: У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Восемь) Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра) У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один) Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра) Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка) 2. Семейный классный час "В кругу семьи". Когда появилось слово "семья”? Когда – то о нём не слыхала земля, Но Еве сказал перед свадьбой Адам: ,,Сейчас я тебе семь вопросов задам - Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: "Я". Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: "Я". - Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева всё так же ответила: "Я". - Кто платье сошьёт, постирает бельё, Меня приласкает, украсит жильё? "Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я… Сказала она знаменитых семь "Я”. Вот так на земле появилась семья. Учитель: Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный классный час. В семейном кругу мы с вами растём! Основа основ – родительский дом! В семейном кругу все корни твои! И в жизнь ты выходишь из семьи! До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Я нашла тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить… Пословицы: - Дом без хозяйки … (сиротка) - Дом вести … (не бородой трясти) - В гостях хорошо … (а дома лучше) - Не нужен клад … (когда в семье лад) - Чем богаты … (тем и рады) - Когда семья вместе … (так и душа на месте) - Один в поле … (не воин) - Семья в куче… (не страшны и тучи) - Когда семья вместе … (так и душа на месте) - Дома и стены …(помогают) - Мой дом …(моя крепость). 3. Ход классного часа 1 стадия вызов. Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас в нашем дискуссионном клубе. Тема нашего сегодняшнего заседания : “Семейные ценности. Прошлое – настоящее”. Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да) Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же ? (нет) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место – самое важное и т.д.) Ребята, покажите свои ватманы. Посмотрите, как единодушно распределились у вас 1 и 2 места – семья и дети. Почему же семья ассоциируется со счастьем? (варианты ответов) Действительно, почему для человека так важна семья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные ……Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся…) Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут сбиты, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты в нашем кластере. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тагда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы - дети , и наше будущее и будущее страны зависит от вас И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни. Итак, давайте теперь обозначим цели нашего занятия: : осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества и осуществлять эти цели мы будем через решение задач: - обсуждение семейных ценностей в историческом аспекте; - определение нравственных ориентиров; - воспитание уважительного отношения к семейным традициям; - воспитание чувства ответственности перед будущим; - приобретение навыков ведения дискуссии; - формирование коммуникативной культуры; - воспитание чувства ответственности за коллективный труд; - умение обобщать наработанный материал в виде синквейна. 2 стадия – осмысление. Итак, сегодня мы с вами попытаемся поразмышлять над семейными ценностями семейными традициями прошлого и настоящего. И вы ребята, сев за эти столы автоматически попали в группы, которые будут поддерживать и искать плюсы в ценностях прошлого и соответственно настоящего. Создается группа экспертов. Итак, русская народная пословица гласит: “Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается”. А “Домострой” нас учит: “Казни сына с юности его, и успокоит он тебя на старости твоей, и не слабей, бия младенца; если лозою бьешь его, то не умрет, а здоровее будет…” Ребята чтобы вы смогли лучше проникнуть в проблему, мы максимально приблизили её к школе. (сценка) 1 сценка. “Наказание – безнаказанность”. Входит учитель. Учитель: - Ну что, чада мои, повторим-ка грамоту. Тепереча Сидор скажет мне, что это за буква така? (показывает А) Сидор: - Аз Учитель: - А это (показывает В) Ну-ка отвечай, Степан. Степан: - Буки. Учитель: - Правильно. Дети начитают шалить. Учитель: - Ну-ка, Тимошка, перестань фулюганить, пострел, (берет за ухо)(Тимошка кричит Ай-Ай-Ай!) Иди-ка сюда. Читай азбуку. Тимошка: - Аз, буки….буки… (утирает нос рукой) Сидор подсказывает: Веди. Учитель: - Иди-ка и ты сюда. Почему подсказываешь(подзатыльник). Кто грамоте не учен, тот умом слаб. Степан, неси-ка сюда розги! Будем ребяток уму разуму учить. Тебе, Тимошка, пять ударов, потому что ничего не знаешь. А тебе, Сидор, 10, потому что знания добывать мешаешь и плутуешь к тому же. Ребята, это сценка нас обращает в прошлое, но телесные наказания в школах сохраняются и по сей день: Не более 40 лет отделяет нас от того времени, когда “мудрено было прожить в Московском государстве без битья”, когда через многих, по выражению поэта, “прошли леса дремучие”... Не миновали этого позора и ужаса и всевозможные учебные заведения — от самых низших до высших: всюду науки вкладывались ученикам розгами, кулаками, линейками, палками, плетью и другими не менее гуманными способами. В настоящее время в США законы 23 штатов, в основном на юге страны, допускают телесные наказания в школах. По данным министерства образования США, только в период с 1997 года по 1998 год телесным наказаниям подверглись 457 754 американских школьников, что составляет более одного процента от общего числа учеников средних школ в США. Обсуждение в группах 2 минуты. Обсуждение в классе 2-3 минуты. Спасибо, группа экспертов в конце дискуссии подведет итог. Следующая тема для обсуждения: пословица: “Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна”. Тема: Бабушкино воспитание или детский сад. 2 сценка. “Бубушкино воспитание – Детский сад”. Девочки вышивают на пяльцах. Бабушка пряжу прядет. 1 внучка: - Бабушка, бабушка, дай мне пряжу прясть. 2 внучка: - И мне, и мне. Бабушка: -Ну попробуй, внученька, (Наташа усаживается за прялку. Валя раскручивает колесо) Нить-то ровнее, голубушка. 3 внучка: - Бабушка у меня узор не получается, помоги. Бабушка садится рядом с 3 внучкой, берет пяльцы начинает вышивать. В это время на первый план выбегают мальчики (скачет на лопате, дерутся на рубелях) Бабушка (мальчикам):- Это что вы тут затеяли, пострелята, ох, сейчас на горох поставлю. (мальчики прячут за спину рубели) Вот пойду на речку рубахи стирать помогать будете. (Забирает рубели, садится на стул). 2 внучка: - Бабушка, расскажи сказочку. Все: - Расскажи! Расскажи! Бабушка: - Ну хорошо, хорошо, внучата мои милые, расскажу вам сказку, которую мне ещё моя бабушка сказывала. (все садятся вокруг неё) Жили-были…. Обсуждение в группах 2 минуты. Обсуждение в классе 2-3 минуты. Следующую тему мы предварим пословицей: “Вся семья вместе, так и душа на месте”. Сценка. Как вы думаете, какова тема для обсуждения? Тема: “Семейная трапеза.” 3 сценка. “Семейная трапеза”. За стол усаживается отец. Отец: - Ну-ка, мать, собирай на стол. Мать: - Сейчас, сейчас. (вынимает чашку из печи, девочки помогают - ставят всё на стол) В это время мальчишки стучат ложками. Отец: - Уймитесь, бесенята. Валя ставит чашку на стол. Мать: - Угощайтесь, чем бог послал. Все встают, отец крестится, за ним все остальные. Все садятся и начинают есть: первый берет ложкой отец, затем по старшинству. Отец: - Хороши шти. Ох, вкусны. Один лезет ложкой вперед отца. Отец: - А ты куда вперед батьки (ложкой по лбу). - За что, тятя. Отец: - Вперед старших не лезь. Во всем порядок нужен. Обсуждение в группах 2 минуты. Обсуждение в классе 2 минуты. И заключительная тема . Начнем с пословицы: “Без мужа – что без головы, а без жены – что без ума”. Тема: “Мама – домохозяйка или бизнес-леди”. 4 сценка. “ Мама – домохозяйка или Мама – бизнес-леди” Входит мама с сумками продуктов (полуфабрикатов). - Сынок, ты дома? - Да, мам. - Сынок, ты кушал? - Да, мам. - Ну вот, опять посуду не помыл, на столе не убрал. - Сынок, как дела в школе? - Хорошо, мам. - Уроки сделал? - Да, мам. - Ну ладно, продуктов я купила (вынимает из пакета много-много вермишели быстрого приготовления, консервы). Звонок мобильного телефона. - Да.Да…Хорошо. Сейчас приеду. Выключает трубку, смотрит на часы. - Сынок, я должна ненадолго уехать на объект. Меня не жди, ложись спать. - Хорошо, мам. Мама берет сумочку и уходит. Так, все темы исчерпаны. Послушаем, что нам скажут наши наблюдатели-эксперты. (Эксперты делают общий вывод о ходе дискуссии, о том, к каким выводам пришли ребята в ходе этой дискуссии. Ребята перечисляют семейные ценности, которые прозвучали во время обсуждения вопросов.) Спасибо, ребята, вы назвали, наверное, самые главные семейные ценности. Но их список можно продолжить и мы сейчас попробуем это сделать. Слайды с семейными фото и теми семейными ценностями, которые назвали сами ребята. И в завершении разговора я хотела бы прочитать небольшой стих: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом. Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром Отец, и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, Им интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители во всем мудрей, Любимый папа – друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите и цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже на этой сказочной земле. 3 стадия – рефлексия. В продолжение поэтической темы прошу вас придумать синквейн на тему: Семейные ценности/Семейные традиции/Семья. Работа может быть групповая или индивидуальная. (Ребята работают в группах, поэтому время для составления синквейна 2 минуты). Чтение синквейнов. Давайте вернемся к целям и задачам урока, смогли ли мы решить поставленные задачи (все задачи решены). Ну а теперь, ребята, ваша самооценка нашего классного часа. (Ребята высказываются о классном часе, о своей работе, аргументируют свои ответы). | |
|
Всего комментариев: 0 | |