Главная » 2015 » Апрель » 27 » Беседа на тему: "Семья и семейные ценности"
13:30 Беседа на тему: "Семья и семейные ценности" | |
Цели: Развитие представлений учащихся о семье. Формирование понятий о жизненном идеале семьи и семейных ценностях. Воспитание глубокого уважения к семье. Эпиграфы: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Л. Н. Толстой. 1. Вступительное слово учителя: Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека. В семье начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя? Приобретаем хозяйственные навыки, совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку, учимся сами оценивать поступки других и свои собственные… Семья… Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.) Разные словари дают различные значения слова «семья». Этимологический: собирательное от «семь домочадец», в исходном значении – «живущие в одном селении». Древнерусский: «челядь, домочадцы, семья; муж, жена». Греческий: «селение». Древнекитайский: «родина, супруг(а), гражданин». Древнеиндийский: «дорогой, приветливый, любезный». Современные толковые словари определяют семью как «малую социальную группу, основанную на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединённую общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей». В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях. 2. Из отдельных слов составить высказывание на доске. « Семья вся вместе – душа на месте». «Семья – печка: как холодно, все к ней собираются». Обобщение: Как видим, во всех определениях есть одна общая черта — это единение. 3. Чтение стихотворений, в которых можно найти ответ на вопрос «Что такое семья?» Чтец 1: Как появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала земля... Но Еве сказал перед свадьбой Адам: — Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: — Я. — Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: — Я. — Кто пищу сготовит, о, радость моя? И Ева все так же ответила: — Я. — Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя! — Я... Я... — тихо молвила Ева, — Я... Я... Сказала она знаменитых семь Я. Вот так на земле появилась семья. Чтец 2: Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы, Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Чтец 3: Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слёзы, и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нём! Выяснение значения слова «ценности». Ценность (в данном случае) – важность, значимость чего-либо. - Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи? Прослушайте притчи и легенды и сделайте выводы. 5. Прослушивание и обсуждение притчи, легенды. Чтец 1. Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу». Чтец 2. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга? Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово. Как вы думаете, какое это слово? ("понимание") Учитель: - Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способность к взаимопониманию? Человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя. Учащимся предлагается «корзина мнений», где находятся листы, на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Учащиеся вытаскивают из «корзины» листы и зачитывают их вслух: Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию 1. Ставь интересы других людей выше собственных. 2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее. 3. Будь верен и надежен. 4. Уважая других людей, уважай себя. 5. Терпимо относись к чужим точкам зрения. 6. Воспринимай людей как равных себе. 7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место. 8. Умей прощать и не будь обидчив. 9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми. 10. Проявляй чуткость. 11. Будь уверен в себе и достоин своего дома. 12. Будь свободен ото лжи и обмана. 13. Умей контролировать свои желания и поступки. 14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия. 15. Стремись все делать как можно лучше. 16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт. Учитель: - Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие - ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим родным не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам. Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям: - старых чтите, как отца, а молодых, как братьев; - в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; - лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело; - что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны; жену свою любите, но не давайте ей власти над собой; куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего; более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; - не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Чтец 3. Притча «Пятьдесят лет вежливости» Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: – Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь. Беседа -Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи? - Объясните значение следующих понятий применительно к семейной жизни: • Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.) • Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.) • Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.) • Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.) • Компромисс. (Умение уступать друг другу.) • Признание. (Уважение и благодарность.) • Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.) • Любовь. (Нежная забота друг о друге.) • Верность. (Преданность друг другу.) • Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.) • Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.) • Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.) • Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.) • Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.) 7. Задание «Для моих родных». - Перед вами лежат листочки, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит. (Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи). - Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать тех же самых родственников и под каждым из них, то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему радость. (Учащиеся записывают). - Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи. Учитель: В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Л. Н. Толстой. Составление синквейна: 1 строка – существительное – центральное понятие темы, 2 строка - два прилагательных, характеризующих главное понятие, 3 строка - три глагола, объясняющих суть происходящих событий, 4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме, 5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы. Семья Любящая, дружная Воспитывает, защищает, помогает Ячейка общества Опора. Заключительное слово учителя: Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая. Цель - обратить внимание на многочисленные проблемы современной семьи. С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии – покровителях семейного счастья. В день 8 июля принято совершать свадьбы и венчания. Считается, что брак будет крепким и благополучным. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка. От семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения. Желаю счастья вам и вашим семьям! | |
|
Всего комментариев: 0 | |