Главная » 2015 » Апрель » 27 » Беседа на тему: "Игрушки" в старшей группе
12:45
Беседа на тему: "Игрушки" в старшей группе
С высокого берега Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман поднимается от реки, село это – будто дымкой окутано , все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская».

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного что серости серей .

В ней что – то есть от радуги, от капелек росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

Вначале были только свистульки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для особого праздника, который не справляли нигде. Он назывался «Свистунья» Необыкновенный был праздник. Весь город дня три гулял на большой площади – с музыкой, качелями и каруселями, плясками и песнями и непрерывным, заливистым свистом. Когда идешь к площади, то кажется, что медленно взбираешся на какую-то большую гору. Потом понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей на все лады, волнующейся толпы, кажется, что плывешь по воздуху. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют наряженным веселым товаром. Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и игрушки. Свистом оглушается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всех слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название – «Свистунья». Все люди смеются и бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад.

Этот блеск и свист сначала озадачивают, А потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью во сне – в глазах и в ушах стоит что-то яркое и радостно- нежное. Это праздник свистунья. С давних времен славится город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста. Зимой после праздников дымковские игрушки ставили между оконными стеклами. Они украшали дома. За окном – снег, сугробы, а в окнах в любую непогоду ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки.

Послушайте, как дымковские мастера делают свои игрушки. Красную мягкую глину для игрушек берут неподалеку от Дымково. Ее смешивают с мелким просеянным речным песком. Мастерица быстро мнет приготовленную глину и лепит из нее фигурку козлика, петуха или другую игрушку. Чтобы поверхность игрушки была гладкой, ее заглаживают мокрой тряпочкой. Потом дня два-три игрушки подсыхают в комнате. Затем их обжигают в печах. Игрушки становятся твердыми. Когда игрушки остынут, их белят мелом разведенном на молоке. А затем фигурки «наряжают». Их расписывают разными красками с помощью мягких кисточек. И выходят из под кисточек узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко- ярко. Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор..,

Но отвести не в силах взор.

Краски малиновые, красные, зеленые, оранжевые, желтые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото» (мягкая позолоченная фольга) . Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки, а сказочных коней, индюков, похожих на жар – птиц, баранов в штанишках, барыней и кавалеров и многое другое и все это - настоящее чудо, все игрушки как многоцветное солнышко!

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. На самом же деле, что бы делать такие игрушки, нужен особый талант. Дымковские игрушки знают не только в нашей стране. Видели их на выставках и в других странах. И там люди радовались, глядя на русские задорные игрушки.

Мы игрушки знатные,

Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Загадка.

Веселая красная глина, Кормилицы и водоноски,

Кружочки, полоски на ней, И всадники, и ребятня,

Козлы и барашки смешные, Собачки, гусары и рыбы.

Табун разноцветных коней. А ну, назовите меня. (Дымк. Игр)

Тема занятия: - «Нарядный петушок».

(Изготовление фигурки петушка из соленого теста

По мотивам дымковской игрушки).

Задачи: - 1. Познакомить детей с одним из видов народно - прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой. С художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево) имеющихся в местах проживания мастеров. Учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.

2. Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные. Научить детей технике изготовления фигурки петушка из соленого теста по мотивам дымковской игрушки. Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида петушка. Развивать умение определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки. Использовать при лепке конструктивный способ: тело и хвост лепить из целого куска, голова и крылья из отдельных кусков, мелкие детали – гребешок и бородка лепить налепами. Для декоративного крашения использовать стеку.

3. Создавать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки. Воспитывать интерес к народной культуре.

Оборудование: для показа – готовые образцы дымковской глиняной игрушки, картинки дымковских игрушек.

Для работы – готовое соленое тесто, клеенки, стеки, кисточки, вода. Готовый образец петушка для показа.

Ход занятия.

Орг. момент.

Здравствуйте, давайте познакомимся, меня зовут Надежда Валерьевна, сегодня я покажу для Вас мастер – класс по изготовлению фигурки петушка из соленого теста по мотивам дымковской игрушки.

Прежде чем приступить к лепке, обратите внимание на приготовленные для Вас дымковские глиняные игрушки (барыня, водоноска, лошадка, иньдюк, свистулька – козел с наездником), а так же картинки с изображением игрушек. Давайте рассмотрим, какая она, дымковская игрушка, обратим внимание на роспись. Расскажите мне ,что вы о ней знаете, почему она так называется, для чего ее делают и как?

(Обобщить ответы детей и предложить послушать небольшую беседу о народном промысле).

И так немного истории.



А сейчас мы с Вами будем лепить праздничных птиц – нарядных петушков из соленого теста. Наше тесто необычное, соленое, несъедобное. Замешивается из 2 стаканов муки, 1 стакана мелкой соли и ¾ стакана холодной воды. Долго вымешивается, зато получается мягким, однородным, пластичным, хорошо держит форму. Игрушки из соленого теста не менее красивы, чем из глины и могут быть отличным подарком. Посмотрите на петушка (показываю образец готовой игрушки). Как он выглядит? (обобщить ответы). Красуется петушок всем на удивление: «Разве я не хорош, разве я не пригож; всем вышел и повадкой и статью». Уточняю, что повадка это характер, настроение персонажа; петушок - сильный, уверенный, гордый. А стать – это фигура, осанка; петушок горделиво выпрямился, головку высоко поднял, хвост распушил, крыльями захлопал – сейчас запоет! Как Вы думаете, как его лучше слепить? Какой формы голова, туловище, крылья? (обобщаю ответы детей).

Рассказываю, как надо лепить фигурку птицы, создавая схематический рисунок мелом на доске (это обязательный элемент занятия, необходимый для обучения детей планированию работы – делению теста на нужное количество частей с опорой на схему).

1.Для туловища петушка скатываем шарик нужного размера.

2.Вытянем хвостик, слегка сплющив его руками и приподняв вверх.

3.С помощью ножа прорежем на хвосте перышки.

4.Голову вылепим из шарика соответствующего размера.

5.Соединим голову и туловище петушка, используя половину зубочистки и смачивая место соединения водой (вода играет роль клея).

6.Вылепим гребешок из трех маленьких шариков.

7.Прикрепим клюв , наметим глаза.

8.Для изготовления крыльев скатаем два небольших шарика, сплющим их в две одинаковые лепешки. Ножом прорежем перышки.

9.Соединим крылья с туловищем, предварительно смочив места контакта. Прижав крылья к туловищу, немного подержим, чтобы детали хорошо склеились, иначе во время сушки они могут сползти и петушок получится с опущенными крыльями.

10.Украсим изделие деталями. Петушок должен быть с бородкой.

11.По окончании сушки можно нарисовать на крыльях, спинке, грудке дымковский узор и выкрасить оперение.

6.Спрашиваю, Всем ли все понятно и предлагаю слепить фигурку петушка самостоятельно. В ходе выполнения работы спрашиваю детей, кто - что сейчас выполняет. Если кто-то затрудняется –помогаю или прошу соседа помочь товарищу.

7.Фигурки готовы, давайте посмотрим, все ли у нас получилось, сравним с моим петушком (образцом). Начинаю анализировать каждого ребенка. Спросить ребят, кому, чей петушок больше понравился. Занятие закончено, поднимите пожалуйста руки те ребята, кто уходит с занятия в хорошем настроении.

До свидания.
Категория: Разные | Просмотров: 757 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar