Главная » 2015 » Апрель » 27 » Беседа на тему: "Что такое Осень"
14:11 Беседа на тему: "Что такое Осень" | |
Этот праздник для первоклассников является первым коллективным мероприятием и поэтому особенно важен для сплочения коллектива. Детям активно помогают их родители (поделки, рисунки, костюмы) . Праздник посвящен очарованию осенней природы. В классе накануне проведена осенняя экскурсия , уроки труда и рисования по этой теме, которые помогли узнать много нового об этом времени года. Итогом этой большой подготовительной работы (полтора месяца) является утренник, который проводится в присутствии родителей. Цели : - знакомство с традициями и обычаями русского народа, с загадками, пословицами, приметами, играми, связанными с праздниками урожая; - развитие познавательного и наблюдательного навыка учащихся ; - развитие речи учащихся ; - воспитание уважения и интереса к культуре и истории своего народа; - привитие навыков здорового образа жизни (здорового питания); - творческое развитие учащихся ; - привитие любви к русской поэзии и русскому фольклору; - сплочение детского коллектива. Оборудование : - выставка осенних поделок ; - рисунки и плакаты на осеннюю тему ; - карточки с названиями «вересень», «листопад», «грудень»; - магнитола для музыкального сопровождения ; - овощи, фрукты, ягодные напитки для различных конкурсов; - детские костюмы овощей , месяцев, грибов. Учитель : Дорогие ребята ! Отшумело лето, начался учебный год. В школу вы пришли , чтобы узнать много нового и интересного. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о замечательном времени года – Осени. На Руси люди с давних времен почитали осень : заканчивался сбор урожая , закрома в домах были полны, можно было вспомнить разные игры, песни, обряды, традиции, связанные с этим временем года. Недаром в народе говорили : «Кто запаслив – тот и счастлив» , «Что осенью руками соберешь – то зимой губами подберешь», «Теплая осень – к долгой зиме». Славяне всегда называли осень – кормилицей. А как воспевали это время года русские поэты ! Кто особенно любил осеннюю пору ? ( А.С.Пушкин). Верно, а также многие другие поэты восхищались Осенью . Давайте послушаем стихи русских поэтов, которые выучили наши ребята. Чтец 1 :Александр Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!" Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Чтец 2 : Федор Тютчев "Есть в осени первоначальной..." Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Чтец № 3 : Иван Бунин "Листопад" Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... Чтец 4 : Журавли на юг летят. Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Приходи на праздник к нам , Очень, очень просим! Здесь мы праздник радостный Весело встречаем. Приходи , мы ждем тебя, Осень золотая! (под музыку П.И. Чайковского «Времена года» появляется ученица в костюме Осени). Осень : Вы обо мне? А вот и я ! Привет осенний вам, друзья ! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной- Осенние сады и парки. Я пришла на праздник к вам Петь и веселиться. Я хочу со всеми здесь крепко подружиться! Учитель : Здравствуй , Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо , что ты пришла. У тебя мы , Осень, спросим : «Что в подарок принесла?» Осень : Принесла я вам муки. Все : Значит будут пироги! Осень : Принесла вам гречки. Все : Каша будет в печке! Осень : Принесла вам овощей. Все : Для супов и для борщей . Учитель : Какая ты Осень щедрая ! А каких же овощей ты принесла ребятам? Осень : Собираем Осенью урожай плодов. Много людям радости после всех трудов. И всех угощаем богатых урожаем! ( под веселую музыку выходят дети в костюмах овощей). Морковь : Про меня рассказ недлинный : Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок И грызи морковку – Будешь ты тогда , дружок , Крепким, сильным , ловким ! Горох: Я такой хорошенький, Зелененький мальчишка! Если только захочу, Всех горошком угощу! Свекла: Свеклу надо для борща И для винегрета. Кушай сам и угощай – Лучше свеклы нету ! Капуста: Ты уж свекла помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные! Зайчики-плутишки любят кочерыжки, Угощу ребяток кочерыжкой сладкой! Огурец: Очень будете довольны, Съев огурчик малосольный. А уж свежий огурец Любит каждый молодец! Редиска: Я – румяная редиска, Поклонюсь вам низко –низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем! Помидор : Тут явился помидор И промолвил строго: «Не болтайте , друзья , вздор! Помолчим немного.» Самый вкусный и приятный – Уж , конечно, сок томатный. Витаминов много в нем, Мы его охотно пьем! Лук : Я – приправа в каждом блюде И всегда полезен людям. Угадали ? Я – ваш друг! К вам пришел зеленый лук! Картофель: Я , картошка, так скромна, Слова не сказала… Но картошка так нужна И большим и малым ! Баклажан : Баклажанная икра Так полезна и вкусна. Чтоб здоровым , сильным быть, Надо баклажан любить ! Огурец : Кто из нас , из овощей, Всех вкусней и всех важней ? Редиска: Кто при всех болезнях Будет всем полезней ? Овощи ( хором ) : Все – без исключения , В этом нет сомнения ! Учитель : Все овощи полезны и вкусны. Особенно они хороши , когда выращены своими руками. Я надеюсь , что каждый из вас летом был хорошим помощником старших. Как вы помогали взрослым ? Не сторонитесь этого почетного труда ! Учитесь секретам огородничества, садоводства от своих родных, а когда вырастите , то сможете самостоятельно выращивать и овощи , и фрукты. А сейчас предлагаем вам игру «Блюда их овощей». Для приготовления разных полезных блюд нужно правильно отобрать разные овощи. Приглашаем поваров! (ученики выходят по очереди и выводят за руку в круг тех детей, которые изображают нужный овощ : борщ – картофель, капуста, свекла, морковь, лук, помидоры; винегрет -, окрошка - редис, огурец, картофель, лук; рассольник - …, оливье -…, овощная икра-… Учитель : Вот сколько полезных блюд можно приготовить из овощей! Спасибо тебе, Осень, за щедрый урожай! Осень : Ребята ! Очень много хорошего я услышала о себе . А пришла я на праздник не одна , а с тремя братьями. Узнаете их ? ( выходят мальчики в костюмах месяцев). Сентябрь : Опустел наш школьный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ – Что за месяц к вам пришел ? Октябрь : Все мрачней лицо природы – Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился . Что за месяц к вам явился ? Ноябрь : Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег, А еще похолодало, Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи, Что за месяц , подскажи ? Учитель : Молодцы, ребята! Правильно узнали братьев –месяцев. А знаете ли вы , что древние русские названия у них были другими? Попробуйте их отгадать . - В этом месяце еще по- летнему светит солнце на синем небе, но все чаще его затягивали дождевые тучи. Солнце , будто устав за долгое лето, все ближе к земле льнет, а туманы норовят с холодными утренниками по- брататься. И начинает цвести вереск, словно назло непогоде. Это ВЕРЕСЕНЬ - так назывался сентябрь. - В названии этого месяца ощущается характер молодого, бодрого месяца осени – яркого, солнечного, красочного. Но не успеешь оглянуться, как подуют ветры с полуночи, затянет небо облаками и посыплет с неба холодный, перемешанный со снегом дождик. Если в этом месяце лист с березы и дуба опадает не чисто – жди суровой зимы. Это – ЛИСТОПАД - так славяне называли октябрь. - В этом месяце смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах, по ним было трудно проехать, поэтому его еще называли бездорожник. За хмурые, холодные дни говорили – сумерки года, ворота зимы. Это ГРУДЕНЬ – так раньше называли ноябрь на Руси. Учитель : А какие праздники , ребята, выпадают на осенние месяцы? (1 сентября, День учителя, День пожилого человека, День Матери, День народного единства и др.) А сейчас предложим нашим братьям конкурс : Собрать лист клена из мозаики. Осень : Много мы узнали о моих братьях ! А теперь заглянем на лесную опушку. Отгадайте загадку : - Стоит Антошка на одной ножке. Его ищут, а он не откликается. ( гриб) ( выходят ученики в костюмах грибов). Боровик : И под старою сосной , Где склонился пень-старик, Окружен своей семьей Первый найден ( боровик). Подосиновик : Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня увидишь за версту, Зовусь я (подосиновик). Лисички : Очень дружные сестрички, Ходим в рыженьких беретах. Осень в лес приносим летом. Золотистые (лисички). Подберезовик : Я не спорю, я не белый, Я ,братцы, попроще… Вырастаю я обычно В березовой роще. Кто я ? Опята : Нет грибов дружней , чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растем в лесу, Как веснушки на носу. Кто мы ? Грибы ( хором) : По лесу пройди, Нас попробуй найди. Играем , резвимся , Дождя не боимся. Учитель : - Грибы – особое царство природы. Назови животных, которые лечатся грибами ? ( слизни, сороки, белки, лоси, мыши, ежи). - Почему грибы растут рядом с деревьями ? ( Тонкие белые нити грибницы тянутся к корням деревьев, чтобы получить от них питательные вещества.) - Назови ядовитые грибы? (мухоморы, поганки, ложные). - Какие грибы растут в кадке, кастрюле, бутылке ? ( дрожжевые, плесневые, кефирные ). Экологические задачи : ( дети оценивают ситуацию) Задача 1 : Таня пошла за грибами и нашла боровик. Стала девочка разрывать вокруг мох и лесную подстилку , выискивая мелкие грибочки. Как поступила Таня ? Задача № 2 :Коля и Миша пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Миша набрал полную корзинку крепких рыжиков , боровиков и подберезовиков. Он пошел на условное место встречи. Выйдя на поляну, Миша увидел друга с корзиной , полной мухоморов. «Ты зачем набрал мухоморы?» - удивился Миша. «Чтобы другие не отравились», - ответил Коля. Учитель : Вот сколько подарков принесла нам Осень ! А чем мы , ребята, отблагодарим Осень ? Мы подарим ей наши поделки из осенних материалов . (учитель называет название поделки, авторы выходят и их награждают сувенирами. ) А сейчас , Осень, для тебя прозвучит в подарок песня! (Песня «Белки». После исполнения детьми песни, Осень усаживают на почетное место). Учитель : Труженики села закончили сбор урожая - теперь можно и отдохнуть. В селах и деревнях по традиции проводили праздник Урожая. Люди играли и веселились , потому что радовались результатам своего труда. Давайте вспомним некоторые русские старинные игры. 1. Игра «Каравай» ( поздравляем Овсянникову Олю). 2. «Что при всех болезнях будет всем полезней!» ( кто съест лимон , улыбаясь). 3. «Яблочный спас» . Кто быстрее съест яблоко, которое привязано на веревочку. ( награждение победителей конкурсов). Учитель : Сегодня мы много узнали о замечательном времени года – об Осени , о том как осень дарит нам много подарков, а главный подарок Осени – крепкое здоровье. Праздник заканчивается чаепитием и осмотром выставки осенних поделок. | |
|
Всего комментариев: 0 | |